Финансово-экономический анализ

Финансово-экономический анализ

Содержание и цели экономического анализа

Экономический анализ с практической точки зрения представляет собой исследование экономических процессов и выявление закономерностей их развития, научное обоснованием бизнес-планов и всестороннюю оценку их выполнения, выявление факторов, оказывающих влияние на развитие экономических процессов, и измерение уровня этого влияния, выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов и на основе вышеперечисленного принятие оптимальных управленческих решений. На уровне организации предполагает изучение ее хозяйственной деятельности с целью повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования, осуществляется для выявления и последующего устранения негативных явлений в работе организации. Все это, в конечном счете, способствует повышению эффективности деятельности и росту потенциала и конкурентоспособности организации.

Задачи экономического анализа

  • повышение научно-экономической обоснованности стратегического и тактического планирования в деятельности организации;
  • определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • поиск и выявление резервов повышения эффективности деятельности организации;
  • изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на результаты деятельности организации;
  • контроль над выполнением планов и управленческих решений;
  • диагностика финансового состояния организации на текущий момент и ближайшую перспективу и др.

Виды и направления экономического анализа, предлагаемых нашей организацией:

  • финансовый анализ;
  • комплексный экономический анализ деятельности организации;
  • маржинальный анализ;
  • технико-экономическое обоснование.

Финансовый анализ

Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денег и заканчивается результатом, имеющим денежную оценку. Общим для всех организаций является достижение запланированного использования выбранных ресурсов с целью создания через некоторое время обоснованной рыночной стоимости, способной покрыть все затраченные ресурсы и обеспечить приемлемый уровень дохода. В связи с этим только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежными потоками, а также возможное финансовое состояние организации. Финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, как средство оценки качества управления, как способ прогнозирования будущих результатов. Таким образом, финансовый анализ представляет собой метод оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения финансовой информации с использованием аналитических инструментов и методов для определения существенных связей и характеристик, необходимых для принятия управленческих решений.

Цель финансового анализа

Целью финансового анализа является получение наиболее информативных, ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации.

Цель финансового анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:

  • оценивает структуру имущества и источников их формирования;
  • выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
  • оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
  • оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
  • оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов;
  • осуществляет контроль за движением финансовых потоков, соблюдением нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

Таким образом, финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения организации и финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные направления финансового анализа

  • анализ имущественного состояния организации и структуры ее финансирования;
  • анализ ликвидности и платежеспособности;
  • анализ деловой активности;
  • анализ финансовой устойчивости;
  • анализ финансовых результатов деятельности организации;
  • диагностика риска банкротства;
  • разработка направлений финансового оздоровления организации и др.

Комплексный экономический анализ деятельности организации

Комплексный экономический анализ деятельности организации осуществляется путем всестороннего изучение ее деятельности, включая состояние ресурсной базы субъекта хозяйствования. Комплексный экономический анализ направлен на выявление резервов роста эффективности производства и хозяйственной деятельности в целом. Главное в комплексном анализе системность, увязка отдельных разделов экономического анализа между собой, анализ их взаимосвязи и выявление влияния каждого раздела анализа на обобщающие показатели эффективности.

Основные разделы комплексного экономического анализа:

  • анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния организации;
  • анализ источников формирования капитала;
  • анализ эффективности и интенсивности использования капитала организации;
  • анализ производства и реализации продукции (работ, услуг);
  • анализ использования трудовых ресурсов;
  • анализ использования основных средств;
  • анализ использования материальных ресурсов;
  • анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг);
  • анализ финансовых результатов деятельности организации;
  • анализ налогов и платежей;
  • анализ денежных потоков организации;
  • анализ инвестиционной деятельности организации и др.

Этапы комплексного системного экономического анализа:

Первый этап. Определяются цели и условия функционирования объекта. Хозяйственная деятельность состоит из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Целью работы организации является рентабельность, т.е. обеспечение либо максимального объема выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов. А это определяется рынком финансирования, рынком купли и продажи.

Второй этап. Формируется информационная система организации – необходимая база системного экономического анализа и отбираются показатели, характеризующие производственную деятельность организации.

Третий этап. Составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи. На основе модели формирования экономических факторов и показателей составляется блок-схема комплексного экономического анализа.

Четвертый этап. Исследуются взаимосвязи и обусловленности отдельных разделов, показателей и факторов хозяйственной деятельности.

Пятый этап. Строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах.

Шестой этап (завершающий). Производится оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Маржинальный анализ

Значение и задачи анализа

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) организации;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Направления проведения маржинального анализа

  • дифференциация затрат организации на условно-переменные и условно-постоянные;
  • определение взаимосвязи между объемом производства (реализации) продукции (работ, услуг), издержками и прибылью организации;
  • определение безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • определение зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • определение необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • определение критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • определение критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат;
  • разработка управленческих решений на основе маржинального анализа (обоснование вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.).

Технико-экономическое обоснование

Разработка организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организации, и их технико-экономическое обоснование. По сущности это «облегченный» бизнес-план, не содержащий детального маркетингового исследования и включающий в себя показатели, дающие представление об экономической эффективности предлагаемого проекта.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий